Когда родитель узнает, что его ребенок, выращенный с заботой и любовью, ступил на «кривую» дорожку, ему нужно осознать, что он сам, родитель, также несет прямую ответственность за то, кем в итоге становится его ребенок. Первая реакция родителя – чувство вины перед ребенком и людьми, ведь мы понимаем, что никто не рождается прирожденным убийцей, вором или мошенником. Но также никто не воспитывает своего ребенка правонарушителем специально. Таким человека делают условия, в которых он (-а) воспитывается, социальная среда и определенные жизненные обстоятельства. Склонность к противоправным действиям ярко выражена у подростков 13-18 лет. В этом возрасте они могут очень легко натворить глупостей из-за того, что связались с «плохой» компанией, из-за неумения вовремя сказать «нет», из-за повышенной агрессивности, присущей этому возрасту, первых «взрослых» опытов, отсутствия жизненного опыта в целом и т. д. Но все же терять надежду не стоит: большинство молодых людей примерно к 25 годам забывают о своих былых полукриминальных увлечениях.
Как только ребенок начнет познавать окружающий мир, посещать общественные места, следует провести с ним (ней) несколько бесед о том, что не следует брать чужие вещи без спроса, кого-либо обижать, а физическую силу следует применять только для того, чтобы защититься.
Если Ваш ребенок неуемно энергичный, задиристый и склонен решать проблемы «кулаками», то следует подумать о спортивных секциях, где он (она) сможет выпустить агрессию на свободу и направить ее в позитивное мирное русло. Большинство мелких правонарушений подростки совершают, как правило, просто от безделья и скуки, от того, что им надоедает слоняться по улицам без достаточных денежных средств. Вы должны помочь ребенку найти увлечение, которое бы соответствовало его (ее) жизненным ориентирам, которому он (-а) мог (-ла) бы посвящать большую часть своего свободного времени. Если такое увлечение у него (нее) появится, то, можно сказать, что у ребенка будет больше шансов не натворить что-то противозаконное.
Внимательно присматривайтесь к тому, с кем дружит Ваш ребенок. Среда, в которой общается ребенок, имеет немаловажное значение: иногда он (-а) совершает правонарушения «за компанию». Если все-таки ребенок совершил правонарушение, помните, что ошибаться может каждый, тем более, в таком возрасте. Главное – объясните ему (ей), почему его (ее) действия были неверными, и к каким последствиям это могло привести, чтобы он (-а) больше не повторял (-а) их. Он (-а) должен (-а) признать свою ошибку не из-за страха наказания, а потому что действительно осознал (-а), что вел (-а) себя не достойно.
Конечно, никто не может гарантировать, что он (-а) не сделает когда-нибудь что-то противозаконное. Потенциальным нарушителем закона может стать каждый человек, Вы не сможете в полной мере уберечь своего ребёнка от подобных действий. Но в Ваших силах сократить до минимума вероятность того, что когда-нибудь он (-а) станет сознательным (-ой) преступником (-цей) и выберет «отрицательный» образ жизни.
Если у Вас появились сомнения, что Вы не справитесь самостоятельно, Вам нужно обсудить ситуацию со школьным или любым другим психологом и выработать совместный план действий. В любом случае Вы можете разделите с нами свои переживания: мы будем рады Вам помочь!
Зачастую стремление самоутвердиться и быть «своим (-ей)», не выглядеть «белой вороной» или любопытство подталкивают ребенка к негативным привычкам: курению, употреблению алкоголя, наркотиков и т. д. Нередко, узнав, что ребенок начал или продолжает губить свое здоровье, родители каждый день устраивают ему (ей) скандал. Сгоряча можно наговорить лишнее, ребенок начинает грубить и огрызаться, чем еще больше распаляет родителей – эмоциональная связь между Вами теряется. Запомните: ругань и наказания не помогут. Найдите факты и примеры о вреде пагубных привычек, поговорите с ним (ней) об этом. Если дело в «плохой» компании, то нужно отвлечь ребенка, обратить его (ее) внимание на другие компании, где дети не курят. Поговорите с ним (ней) о том, как говорить «нет», если ему (ей) что-то не нравится, обсудите тему «Если друг оказался вдруг…».
Если для ребенка пагубные привычки – показатель взрослости, то попробуйте реально доверить ему (ей) взрослые обязанности, позвольте принимать решения и нести ответственность за последствия. Обучайте ребенка преодолевать стрессовые ситуации, ознакомьтесь с техниками аутотренинга, визуализации, медитации: информацию обо всем этом Вы сможете найти в Интернете. Помогите ребенку найти способы релаксации и получения удовольствия – хобби, помощь близким, творчество, сами будьте примером в этом.
Постарайтесь буквально заполнить его (ее) повседневную жизнь разными делами, вытеснив пагубные привычки, помогите ему (ей) составить распорядок дня. Воздержитесь от прямого подкупа ребенка, не жалейте времени на общение с ним (ней): чем чаще и больше времени Вы будете проводить с ребенком, тем больше у него (нее) шансов избавиться от вредных пристрастий.
Если начались проблемы со здоровьем, нужно обратиться к специалистам. Если Ваш ребенок впал в депрессию, для начала наладьте режим отдыха, труда, питания, разнообразьте его (ее) досуг различными познавательными мероприятиями и делами, но только вместе с ребенком и сообща. Как можно больше разговаривайте с ним (ней), но не о школе и успеваемости, а о том, как он (-а) провел (-а) день, что его (ее) обрадовало и огорчило. Если Ваш ребенок замкнут и не идет на контакт, то начните с себя.
Ваша задача – в любой ситуации быть на стороне своего ребенка. Депрессию легче лечить на начальной стадии, пока ребенку не начали приходить мысли о потере жизненного ориентира и цели, бессмысленности продолжения жизни.
Если у Вас появились сомнения, что Вы не справитесь самостоятельно, Вам нужно обсудить ситуацию со школьным или любым другим психологом и выработать совместный план действий. В любом случае Вы можете разделите с нами свои переживания: мы будем рады Вам помочь!
«Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Но ребенок, выбрав себе друга, обычно не замечает того, что замечают его (ее) родители. К тому же общение со сверстниками и друзьями по мере взросления ребенка выходит на первый план, а мнение родителей становится для него (нее) менее важным. Каждый родитель боится за своего ребенка, переживает, что рядом с ним (ней) могут оказаться «неправильные» друзья, ведь большую часть времени ребенок находится в социуме с теми, кого он (-а) выбрал (-а) по велению души и сердца. «Правильные» друзья не будут мешать личному развитию ребенка, но запрещать ему (ей) дружить с кем-то – бесполезно. Лучше не вмешивайтесь в отношения и наблюдайте со стороны, интересуйтесь делами друзей ребенка – так Вы будете в курсе происходящего.
Очень важно с раннего детства создавать доверительные отношения с ребенком. Не всегда друзья «плохие», даже если у них цветные волосы, слишком яркий макияж, проколот нос или есть татуировки. Иногда дети хотят просто выделиться, выразить свою индивидуальность. Другое дело, когда друзья – действительно «плохие». Проанализируйте, что привлекает Вашего ребенка в друзьях. Причинами могут быть ощущение общности, которой нет в Вашей семье, страх остаться одному (-ой), поиск родственных душ, если ему (ей) не хватает Вашей поддержки. Или неумение отказывать, легкая внушаемость «на слабо», стремление быть со всеми «хорошим (-ей)» (удобным (-ой), желание показаться взрослым (-ой). Возможно, ребенок боится своих друзей.
Если нет никаких внешних признаков того, что Ваш ребенок попал в плохую компанию, но Вы интуитивно чувствуете, что что-то не так, начать, прежде всего, нужно с диалога. Не устраивайте допрос, не критикуйте, не кричите – попробуйте узнать причину, по которой ребенок общается с друзьями, старайтесь оказывать ему (ей) больше внимания и поддержки, докажите, что Вы достойны его (ее) доверия.
Вам нужно дать понять ребенку, что взрослым его (ее) делают совершенно другие поступки. В этот момент понадобится поддержка всей семьи – отца, братьев, сестер, бабушки, дедушки. После того, как он (-а) покинет плохую компанию, нужно будет помочь ему (ей) заполнить освободившееся время – спортом, танцами, рисованием, волонтерством, посещением различных тренингов личностного роста, трудоустройством (он (-а) может стать копирайтером, аниматором, курьером и т. д.). Так ребенок найдет новый круг общения, новых друзей и обретет веру в свои силы.
Если ребенок закрыт и не идет на контакт, ему (ей) тяжело отказаться от зависимости (алкогольной, наркотической, игровой), он (-а) становится безразличным (-ой) и равнодушным (-ой), причиняет моральные и физические страдания другим, в таких случаях нужно обратиться к специалистам – психологу и врачу-терапевту. В любом случае ребенок должен чувствовать Вашу любовь, заботу и поддержку.
К сожалению, многие ученики слишком сильно переживают из-за предстоящих экзаменов: происходит нарушение сна, понижается самооценка, теряется вера в себя и свои силы. И здесь нужна помощь близких и родных. Не нужно нагнетать ситуацию, вести себя так, будто это конец света, повышать нагрузку, лишая ребенка отдыха и общения с друзьями – это приведет к психологической и физической усталости и как следствие к демотивации, что не лучшем образом скажется на экзаменах. Также не нужно эмоционально шантажировать ребенка, перекладывая на него (нее) свои тревоги и ответственность: «Если ты не сдашь экзамен, мы этого не переживем», «Ты разобьешь мне сердце, если не сдашь экзамен», «Как мы посмотрим в глаза родственникам и друзьям, если ты не сдашь экзамен?» и т. д. В период подготовки к экзаменам самое главное – обеспечивать и развивать эмоциональную стабильность ребенка. Объясните ему (ей), что, если он (-а) не сдаст экзамены, мир не рухнет. Это опыт, а любой опыт важен. Оценки – это всего лишь чье-то мнение. Да, от результатов экзаменов зависит многое, но не вся жизнь! Если тревожность становится высокой, лучше обратиться за помощью к школьному психологу.
Ваши любовь, забота, внимание помогут ребенку сохранить веру в себя и достойно выдержать испытание. Если Вам нужна поддержка, или у Вас остались вопросы, обратитесь за помощью консультанта через веб-сайт – мы всегда готовы Вам помочь!
Сначала нужно разобраться в ситуации и выяснить причину происходящего. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам: если ребенок Вам доверился, нужно, не перебивая, спокойно выслушать его (ее). Никогда не обвиняйте ребенка и не пускайте ситуацию на самотек: проблема не исчезнет сама собой. В силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не может самостоятельно справиться с ситуацией. Важно научить ребенка не бояться сверстников, помочь организовать общение ребенку, ненавязчиво создать соответствующее окружение, приемлемый круг общения: это могут быть дети друзей семьи, какой-либо клуб, кружок, секция, то есть люди со схожими интересами и доброжелательным отношением друг другу.
Если ситуация зашла далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают – немедленно действуйте. Буллинг – проблема не одного ученика, а всего коллектива, включая учителей. Поставьте в известность классного руководителя или психолога, школьного инспектора. Лучше поинтересоваться, какие конкретные шаги он (-а) предпримет, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности на уроках и переменах. Если с учителем продуктивного диалога не произошло, необходимо обратиться к директору или в вышестоящие отделы образования. Не помешает поговорить и с родителями обидчика (-цы). Может оказаться, что его (ее) родители не могут совладать с ним (ней).
Важно показать ребенку, что он (-а) больше не один (-а) со своей проблемой, что Вы знаете о ней и обязательно поможете ему (ей).
Если у Вас появились сомнения, что Вы не справитесь самостоятельно, Вам нужно обсудить ситуацию со школьным или любым другим психологом и выработать совместный план действий. В любом случае Вы можете разделите с нами свои переживания: мы будем рады Вам помочь!
Для начала дайте ребенку возможность общаться со сверстниками – посещать кружки или секции, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники. Предоставьте ребенку свободу действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности. Помогайте ему (ей) мириться с друзьями и стремитесь как можно больше узнавать про них: так Вы будете в курсе происходящего. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях Вашего ребенка, по крайней мере, в его (ее) присутствии. Учите ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса и не устраивая сцен. Негативное восприятие ребенка другими детьми можно изменить: например, давать детям возможность поиграть или пообщаться самостоятельно, как можно реже неожиданно для ребенка менять его (ее) условия жизни и круг общения.
Причина того, почему у Вашего ребенка проблемы с общением с другими детьми, может крыться в том, что он (-а) чаще играет в одиночку или за компьютером дома. В результате он (-а) не знаком (-а) с простыми способами знакомства, не умеет проявлять эмоции, оказывать поддержку и внимание, что, вместе с неумением разговаривать с ровесниками, приводит к его (ее) отторжению из их среды.
Стремление к общению с окружающими – врожденная потребность каждого человека. Основы общения формируются в семье: дети учатся у взрослых, как относиться к друзьям, как разрешать конфликты, как помогать другим. Начните с себя, проанализируйте свое поведение и начните исправлять ошибки. Постарайтесь создать условия для взаимоуважения, принятия в семье, чтобы и в близких ребенок видел друзей, к которым в трудный момент жизни можно прийти за советом.
Здесь сразу нужно сказать, что установка «вырастешь – будешь подметать двор» не работает. Дети воспринимают такие слова как преувеличение. Причиной снижения мотивации к учебе могут стать проблемы с окружающими, не понимание того, как можно стать успешным (-ой) учеником (-цей), напряженная обстановка в классе, семье, отсутствие жизненной цели. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Школа – это один из важнейших этапов в жизни ребенка, и нужно помочь ему (ей) пройти его без проблем. Для начала Вам нужно выяснить, с чем именно связаны сложности. Это может быть непонимание конкретного предмета, проблемы в отношениях с педагогом, высокая загруженность дополнительным образованием. Школьное образование должно быть на первом месте, но при этом должно оставаться и время на отдых. Причиной низкой мотивации к учебе может служить гормональная перестройка организма, высокий стресс из-за приближающихся экзаменов и т. д. Родители, которым удалось построить доверительные отношения с детьми, знают, чем увлекается их ребенок в данный момент. Если он (-а) интересуется компьютерными играми, то можно замотивировать его (ее) изучать физику с информатикой, чтобы создавать собственные компьютерные игры. Любой интерес, увлечение, хобби можно трансформировать в увлечение наукой, то есть сделать знания прикладными, чтобы их можно было применить в реальной жизни. Главное – поддерживать ребенка и давать ему (ей) понять, что все, что нас окружает – это результат деятельности ученых, и он (-а) сам (-а) может тоже когда-нибудь создать уникальный продукт. Его (ее) мечты обязательно сбудутся, если они будут подкреплены знаниями.