Вы наверняка помните тот момент, когда врачи вынесли вердикт «Ваш ребенок – особенный». У Вас в голове вихрем пронеслись мысли о том, что это неправда, что они ошиблись, что он (-а) просто не такой (-ая), как все. Вам стало больно, что все Ваши мечты и ожидания, все возможности – не для Вашего ребенка. Тяжело, когда Вашего ребенка обесценивают, и Вы сами начинаете себя обесценивать. Вас буквально захватило всепоглощающее чувство вины. Остановитесь! Признайте за Вашим ребенком право быть таким (-ой), какой (-ая) он (-а) есть. Не нужно жить в режиме гонки, ведь Вы можете пропустить то маленькое изменение, которое станет шагом вперед. Образно говоря, чтобы рассмотреть всю красоту леса или степи в солнечный день, нужно сойти с поезда и пройтись пешком. Перестаньте изводить себя, не нужно испытывать чувство вины: ребенок не требует жертв.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований – в своей жизни он (-а) должен (-а) реализовать свои способности, поверьте – они у него (нее) есть! Не ждите быстрого результата, чаще хвалите ребенка, запаситесь терпением на годы. Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему (ей) все, что Вы делаете. Превратите обучение в игру, когда ребенок осваивает новый навык, осторожно направляйте его (ее). Самое главное – не замыкайтесь, выходите в социум, на мероприятия: во время общения Вы перестанете чувствовать свое одиночество, возможно, получите советы по уходу за ребенком, наладите новые дружеские связи в круге, где Вашего ребенка примут со всеми его (ее) «особенностями». Возможно, он (-а) возьмет общение с другими людьми за образец, и это поможет ему (ей) в будущем. Кроме того, Вы можете записаться на тренинги или обратиться к нам за помощью: мы будем рады помочь.
Ваша семья стала больше. Вхождение ребенка в пространство приемной семьи – это процесс, растянутый во времени. Воспитание детей – это круглосуточная работа без выходных и праздничных дней, требующая знаний, умений, навыков, желания и мотивации, где в основе всех отношений между родителями и ребенком (в том числе приемным) лежат любовь, привязанность и забота. Всегда помните: ребенок, от которого отказались и родные родители, и приемные, получает сильнейшую душевную травму. Главная ошибка приемных родителей состоит в том, что, желая отдать ребенку все силы и душу, они ждут от него (нее) ответной благодарности и любви, но вместо этого он (-а) отвечает грубостью, враньем, ленью и т. д. Обычно приемные дети не владеют навыками самообслуживания. Нужно знать особенности таких детей (в зависимости от их пола и возраста) и быть готовыми к трудностям.
Главная трудность такого ребенка на первых порах заключается в освоении новой социальной роли: дочь, сын, брат, сестра, член семьи. У него (нее) нет опыта «нормальных» семейных отношений: он (-а) не знает, как вести себя, какие у него (нее) есть права, обязанности, кто он (-а) в этой семье. Процесс адаптации – двухсторонний, и уступки должны быть взаимными. Лучше всего сосредоточить внимание на результатах: помните – похвала, поощрение – это шаг вперед, а наказание и конфликт – тупик. Расширяйте социальный опыт ребенка, развивайте его (ее), выходите за рамки семьи, старайтесь приглашать друзей и знакомых в гости и сами отвечать на их приглашения. В то же время у ребенка должно быть время «для себя», возможность побыть одному (-ой) – собраться с мыслями, обдумать проблему. Не существует «идеальной» приемной семьи, каждая семья – индивидуальна. На первый взгляд может показаться, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных, однако это далеко не так.
В каждом регионе нашей страны действуют школы приемных родителей, где можно получить ответы на свои вопросы. Также Вы можете обратиться за помощью к нам на сайт.
Априори мы, родители, стремимся к тому, чтобы наш ребенок был не хуже всех одет, обут и сыт. Но остановитесь на мгновение: Вы действительно знаете, что сейчас чувствует Ваш ребенок, чего он (-а) на самом деле хочет в данный момент? Большинство детей хотят быть замеченными и услышанными родителями. В последнее время живое общение стало вытеснять виртуальное, родители мало говорят с детьми, у них не остается ни сил, ни времени на общение с ними. Отсюда и начинаются все проблемы. Если ребенок не получает ответы на свои вопросы дома, он ищет их вне его. И не факт, что рядом с ним (ней) окажется порядочный и грамотный человек. Чтобы найти общий язык с ребенком, нужно время и терпение: само по себе все не наладится.
Ребенок должен осознать самое важное: что он (-а) в любых ситуациях и обстоятельствах может рассчитывать на Ваше понимание и поддержку. Никогда не отказывайте ребенку в помощи: так Вы будете в курсе его (ее) дел, почаще задавайте ему (ей) различные вопросы: так Вы услышите его (ее) ответы, его (ее) мнение и взгляд на вещи. Не судите ребенка: это значит – не только не ругать, но и не спешить одобрять, выслушивайте его (ее) мнение, главное – показать Вашу готовность понять его (ее) точку зрения и не торопиться с осуждением. Не срывайтесь на ребенка, не перебивайте и не игнорируйте его (ее) и запомните: ребенок – прежде всего. Отложите все дела, если ему (ей) срочно нужна Ваша помощь.
Если у Вас появились сомнения, что Вы не справитесь самостоятельно, Вам нужно обсудить ситуацию со школьным или любым другим психологом и выработать совместный план действий. В любом случае Вы можете разделить с нами свои переживания: мы будем рады Вам помочь!
Всегда помните: ребенок не был взрослым, поэтому он (-а) не знает, как принимать решения и поступать правильно, в отличие от взрослого, который помнит и знает, каково это – быть ребенком. В понятие «трудный ребенок» вкладываются разные смыслы: гиперактивный, не послушный, упрямый, то есть трудновоспитуемый. Запомните: если ребенок удобен, значит, что-то не в порядке, это должно Вас также настораживать. Даже одаренных детей ученые причисляют к «трудным». Что же объединяет всех «трудных» детей? Это «непонятость» их внутреннего мира, «неуслышанность» их собственного мнения и неумение попросить о помощи, которая, возможно, им нужна срочно и безотлагательно.
Нужно относиться к ребенку как к личности, не нужно расстраиваться, что он (-а) не похож (-а) на других и делает все по-другому. Ребенок имеет право на собственные мысли, решения и действия. Дайте почувствовать своему ребенку, что Вы его (ее) любите и будете любить всегда, несмотря ни на что. Возмущаясь его (ее) поведением, ни в коем случае не оскорбляйте и не унижайте его (ее), это усложнит Ваши взаимоотношения. Сформулируйте правила и строго придерживайтесь их. Помните: воспитывают примером – будьте последовательны в своих обещаниях и решениях. Стремитесь разобраться в причинах его (ее) плохого поведения: возможно, это стресс из-за ссоры с другом (подругой), одноклассниками, недовольства собою и т. д. Помогите ребенку устранить причину его (ее) переживания и научите преодолевать трудности. Иногда причина конфликта с ребенком – это Вы сами. Поэтому посмотрите на себя со стороны и сделайте выводы. Научитесь говорить «нет» и держите слово. Прежде всего, ребенок должен уяснить, что Вам не нравится его (ее) поступок, а не он (-а) сам (-а). Разговаривая с ребенком, держитесь спокойно и уверенно, объясните, что в его (ее) поступке неприемлемо, и твердо стойте на этом. Помните: любой конфликт нужно решать в духе сотрудничества. Если Вам не удается разрешить конфликт сразу, ребенок не поддается и упрямо стоит на своем, – наберитесь терпения, еще раз покажите ребенку, что он (-а) для Вас важен (-а), Вы понимаете и принимаете его (ее) таким (-ой), каким он (-а) является, с его (ее) внутренним миром и особенностями его (ее) развития.
Если у Вас появились сомнения, что Вы не справитесь самостоятельно, Вам нужно обсудить ситуацию со школьным или любым другим психологом и выработать совместный план действий. В любом случае, Вы можете разделить с нами свои переживания: мы будем рады Вам помочь.