Школа – это целый мир, куда мы отправляем детей получать знания и навыки общения в социуме. Важную роль в учебном процессе играют положительные отношения не только между учениками, но и с педагогами. К сожалению, в процессе построения межличностных отношений в школе также случаются конфликты. И задача взрослых – научить детей разрешать конфликты, стараться погасить их в самом начале, чтобы они не привели к новым, более серьезным, проблемам. Чтобы понять причины конфликта и принять какие-либо меры, необходимо выслушать обе стороны. Нужно всегда помнить: у каждой стороны есть своя точка зрения. Для начала нужно поговорить с ребенком, главное – дать ему (ей) возможность выплеснуть свой негатив, поддержать его (ее), выразить сочувствие, но при этом не торопиться обвинять педагога. В то же время Вы не должны быть только слушателем: разработайте с ребенком совместный план действий, попробуйте вместе найти выход из критической ситуации.
Психологически подготовьтесь к разговору с педагогом: возможно, педагог сразу станет защищаться или, наоборот, нападать. Постарайтесь убедить его (ее), что Вы пытаетесь найти выход из ситуации, а не виноватого. Нужно соблюсти тонкий баланс – не преувеличивать вину своего ребенка и не заискивать перед педагогом. Успех разрешения ситуации – в конструктивном ведении диалога, соблюдении баланса между умением говорить и умением слушать, умении вникать в точку зрения собеседника и создавать атмосферу сотрудничества.
Будьте объективными: если виновата Ваша сторона – Вы и Ваш ребенок, то необходимо извиниться. Это Вас не унизит, а поможет быстрее разрешить ситуацию. Спокойно обсудите с ребенком создавшуюся ситуацию, не давите на него (нее). Если ребенок не готов к извинениям, предупредите педагога или сделайте это сами. Попросите педагога пока ни на чем не настаивать. Пройдет время, и найдется путь для разрешения ситуации, который устроит всех.
Если виноват педагог, но он (-а) не приносит свои извинения, что делать?
Для начала старайтесь не давить на него (нее), попробуйте понять его (ее), не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Иногда педагоги становятся заложниками устоявшегося жизненного стереотипа о том, что они не имеют права на ошибку, поэтому признать вину им труднее, чем представителям любой другой профессии. Также вам предстоит объяснить все ребенку: не бойтесь подорвать авторитет педагога. Ребенок поймет, что педагоги – тоже люди, которые иногда ошибаются. Старайтесь поддерживать хорошие взаимоотношения с педагогами, ни в коем случае не «подкупайте» их с помощью подарков, никогда не отзывайтесь о них плохо при ребенке. Старайтесь быть в курсе «жизни» класса, школы. Запишите ребенка на кружок, помогите ему определиться с хобби. Его достижения в спорте, технике, музыке, танцах и т. д. с одной стороны помогут представить ему (ей) школу в наилучшем свете, а с другой стороны – менее остро переживать конфликты в школе, если таковые случаются.
Все вышеперечисленное касается, скажем так, рядовых конфликтов. Ни в коем случае недопустимо терпеть откровенные унижения и оскорбления педагога в адрес Вашего ребенка. Если педагог не принимает никаких действий к улаживанию конфликта, обращайтесь в администрацию школы. Если и там Вы не находите поддержку, выходите на вышестоящие инстанции.
В любых ситуациях обращайтесь за помощью и поддержкой к нам на сайт. Мы внимательно выслушаем Вас и поможем найти выход из ситуации.